Балаковский интернет-центр

Новости
Мировые новости
Чемпионат
О команде
Фото
Видео
Форум
Статистика
Ретро
Статьи
Гостевая
Контакты
Визитная карточка спидвея (часть 2)

… В нашей стране развитие спидвея началось в 50-х годах. В 1958 году группа мотоциклистов впервые попробовала свои силы в спидвее на стадионе. - имени Ленина приняли первый старт доселе неизвестной для них гонки лучшие кроссовики и шоссейники Москвы, Уфы, Риги, Галина.

Первыми советскими гонщиками спидвея стали Георгий Плешаков, Всеволод Нерытов, Виктор Кузнецов, Игорь Плеханов, Борис Самородов, Фарид Шайнуров, Леонид Дробязко, Андрей Дежинов.

Начиная ч 1959 года в нашей стране проводятся личные чемпионаты Советского Союза. Первым чемпионом стал Фарид Шайнуров. Ему удалось повторить свой успех в 1966 году. Игорь Плеханов завоевывал это звание пять раз, Владимир Гордеев – четырежды, Валерий Гордеев и Борис Самородов – по два раза. Золотые медали чемпионов страны имеют также Виктор Трофимов, Юрий Дубинин, Геннадий Куриленко, Владимир Пазников, Александр Ухов.

В 1962 году впервые проведен чемпионат СССР среди клубных команд. Сейчас чемпионат проводится по высшей лиге и двум зонам первой лиги класса «А». Первым чемпионом страны стала команда «Башкирия» (Уфа).

Проводится также личный чемпионат РСФСР. Звание первого чемпиона России носит Игорь Плеханов, а всего он в гонках по гаревой дорожке трижды выигрывал первенство республики. В 1977 году это звание завоевал Валерий Гордеев, а в 1978 – Сергей Денисов.

Гонки по гаревой дорожке теперь проводятся и по программе спартакиады народов СССР. Спортсмены «Турбины», защищавшие цвета Саратовской области, на третьей спартакиаде в 1965 году были вторыми, на четвертой в 1967 году – третьими, на пятой в 1970 году – вторыми, на шестой в 1975 году добились звания чемпионов. Вот как широко шагнул в нашей стране этот молодой вид спорта!

Неоценимый вклад в развитие спидвея в нашей стране внес ныне заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР Владимир Иванович Карнеев. Ведь это по его инициативе проводились те первые гонки в 1958 году. В предисловии к своей книге «Кольцо скорости» выпущенной издательством ДОСААФ в 1969 году, он писал: «С первого момента возникновения спидвея в Советском Союзе мне пришлось быть связанным с ним и трудом, и сердцем. Опыт приобретенный в этой области, я описал на страницах этой книги, которая не являясь научным трудом, все же может быть, на мой взгляд, полезной и спортсменам, и тренерам, и механикам, и организаторам гонок». Теперь можно сказать, что книга эта является одной из немногих о спидвее, вышедшей в нашей стране, и она безусловно же принесла огромную пользу всем. Владимир Иванович неоднократно бывал в Балакове, и как один из тренеров сборной страны, и как тренер московской команды «Центр», выступающей в первой лиге, и как человек, кровно заинтересованный в развитии любимого им спидвея. Он первым высоко оценил качество балаковской дорожки, давал ценные советы по ее подготовке. Он радовался, видя, что в Балакове создается надежная база спидвея, растут талантливые гонщики. Вспоминаются наши встречи с ним на балаковском стадионе. В 1968 году накануне одной из гонок мы спросили о возможных победителях этих соревнований, дать свой прогноз, втайне надеясь, что он назовет имена балаковских гонщиков. Немногословный, взвешивающий каждое свое слово, Владимир Иванович лукаво улыбнулся и сказал: «Подождите, ребята, через годика три у вас в Балакове будут свои первоклассные гонщики, и будут ваши победы. Я в это верю!». А в 1971 году Владимир Гордеев впервые в упорной борьбе завоевал звание чемпиона Советского Союза. В тот же год Валерий Гордеев стал чемпионом России. В 1972 году «Турбина» завоевала серебряные награды в чемпионате СССР. Сбылись слова родоначальника советского спидвея. Не случайно этого человека хорошо знают и любят не только спортсмены, но и многочисленные почитатели спидвея.

Спидвей ворвался в наш город на большой скорости, но об этом разговор дальше, а пока продолжим знакомство со спидвеем, на этот раз с его технической стороной.

Едва ли не главная привлекательность мотоспорта - скорость. Скорости в спидвее действительно большие. Смотришь как мчатся по дорожке гонщики и дух захватывает! И ты уже встаешь вместе со всеми, поднимаешь вверх руки, приветствуя победителя. Но почему-то нас не особенно интересует время, за которое победитель прошел дистанцию. Раз уж победил, значит скорость его была выше других. Второстепенное значение времени объясняется тем, что длина круга на каждом треке различная, потому что дорожка спидвея чаще всего представляет собою переделанную легкоатлетическую дорожку вокруг футбольного поля, которая, в свою очередь, редко бывает одного размера. Длина балаковской дорожки равна 395 метрам. В Уфе, Ленинграде, Даугавпилсе - 400 метров, в Новосибирске - 365. Неодинакова длина круга и на зарубежных треках. Это обстоятельство не позволяет в спидвее иметь абсолютный рекорд времени, затраченного на прохождение положенных четырех кругов. Каждый трек имеет свой рекорд, то есть лучшее (наименьшее) время. Рекордом балаковского трека первоначально владел Борис Захаров - 79,8 секунды, с 1973 года рекорд принадлежит Валерию Гордееву - 76,4 секунды. Быстрее балаковскую дистанцию - 1580 метров пока не проходил никто. Следует сказать, что относительный недостаток спидвея - отсутствие абсолютного рекорда времени - нисколько не снижает его несомненных преимуществ: зрелищности, азарта, большой скорости, бескомпромиссной борьбы.

По внешнему виду дорожка спидвея имеет форму вытянутого кольца, состоящего из двух прямых, соединенных двумя полуокружностями. Дистанция заезда - четыре круга, минимальная ширина дорожки на прямых участках не менее 9 метров, на поворотах не менее 13 метров. В ее основание закладывают камень и щебень, сверху - специальные смеси из просеянного шлака и глины, могут быть и другие составы: доломитовая, кирпичная, базальтовая, гранитная крошки. В Балакове впервые была применена доломитовая крошка, которая оправдала себя, она чище, не образует сильного «шприца». Многие советские и зарубежные гонщики дают нашему треку высокую оценку. Конечно, спортсмены каждый раз, где бы они ни выступали, оценивают состояние дорожки и по другим меркам. Для них главное, чтоб дорожка была умеренно гладкой, не сразу вырабатывалась, «держала» бы гонщика при наклоне. А это зависит от многих других факторов: погодных условий, подготовки дорожки к соревнованиям. Не случайно, накануне и в день гонок организаторы еще и еще раз проверяют состояние дорожки, тщательно укатывают ее в увлажненном состоянии специальными катками, металлическими «гладилками», прицепленными к кузову автомашины. По необходимости производится чистка дорожки и во время соревнований, как правило, через каждые четыре заезда. Дорожка ограждается сплошным деревянным забором или сетчатым барьером высотой не менее 1,1 метра.

Внимание болельщиков всегда приковано к стартовой установке, которая соединена автоматикой с пультом управления главного судьи. С помощью установки дается старт гонщикам. Временно перекрывающие дорожку ленты, установки удерживаются в нижнем положении до тех пор, пока все четыре гонщика не займут места на стартовой линии, в своих стартовых зонах. Убедившись, что все гонщики правильно вышли на старт, все они готовы начать заезд, судья нажимает конику, электромагниты установки отключаются и ленты взмывают, вверх, открывая путь гонщикам. Старт одновременный, он четко фиксируется. Гонщик, порвавший ленту из-за преждевременного старта (фальцстарта), исключается из заезда. Если фальцстарт сделали двое, трое гонщиков, наказание не применяется, а дается перезаезд.

Спидвей требует наличия на стадионе (вне трекового ядра) специализированного парка, где размещаются боксы, мастерская для мелкого ремонта машин, пункт заправки горюче-смазочными материалами, асфальтированная горка для облегчения заводки мотоциклов. Во время соревнований на стадионе должна присутствовать автомашина скорой медицинской помощи. Да, спидвей называют спортом мужественных не случайно. Несмотря на то, что в спидвее существуют жесткие правила по безопасности движения и гонщики их чаще всего соблюдают, еще бывают столкновения на дорожках и падения гонщиков, из-за заведомо опасной езды иных лихих наездников, стремящихся добиться победы любой ценой, а также из-за неудовлетворительного состояния дорожки.

На полотно дорожки наносятся продольные и поперечные линии. Линия трека ограничивает дорожку с левой внутренней стороны. Гонщик не имеет нрава пересекать ее обоими колесами. С линии старта гонщики стартуют, сюда же и финишируют. Контрольная линия наносится через 30 метров от линии старта, сбоку ее устанавливается зеленый флажок. В пределах этой 30-метровой зоны гонщик обязан двигаться только прямолинейно. Разграничительные линии у старта делят дорожку на четыре части, образуя четыре равных стартовых прямоугольника. Их нумерация начинается от линии трека, первой называется внутренняя дорожка, четвертой - внешняя.

Перед стартом гонщики надевают на шлемы цветные нашлемники. В личных соревнованиях по первой дорожке выступает гонщик в красном нашлемнике, по второй - в голубом, по третьей - в белом, по четвертой - в желтом. Чтобы не принять издали желтый нашлемник за белый, он делится на четыре сектора, два из которых черного цвета. Если соревнуются две команды, то одна из них выступает в нашлемниках красного и синего цветов, другая - белого и желтого, в соревнованиях четырех команд - каждая имеет нашлемники своего цвета.

Количество заездов в гонках определяется специальной таблицей. Личное первенство производится в 20 заездов при 16 участниках. Каждый гонщик участвует в 5 заездах и таким образом каждый встречается по одному разу с каждым из соперников. Таблица для двух команд рассчитана на 16 заездов, для четырех - на 16.

После вызова на старт, гонщик не должен умышленно задерживаться в предстартовом парке, замедлять движение по дорожке по направлению к старту, останавливаться или ехать в обратном направлении. Гонщик, не вышедший к старту в течение двух минут исключается из заезда.

Как видим, спидвей требует высокой организованности и четкой дисциплины от спортсменов и работников стадиона, он требует от гонщиков честной спортивной борьбы, ибо всякое нарушение чревато большими неприятностями. Он требует слаженной работы судейской коллегии. Не случайно, поэтому соревнования по спидвею обслуживает большая группа судей: главный судья, секретарь, хронометрист, информатор, судьи на выходе, на старте, и финише, на всех виражах, начальник дистанции, технический контролер.

И, конечно, особой притягательной силой спидвея является совсем необычный мотоцикл. Такой не встретишь на улице, он предназначен только для трековых гонок. Впервые увидев такой мотоцикл, болельщик недоумен - что за машина, что за чудо! Открытая рама, неуклюжий руль, переднее колесо как у велосипеда, крохотный бачок - всего два литра горючего, нет обода, тормозов, коробки перемены передач... Словом, выглядит неказисто. Но вот ручка газа подана на себя, мотоцикл заурчал по-особому, грозно и уже чувствуется его недюжинная сила. Мощность двигателя 50 лошадиных сил! Он мчит гонщика со скоростью около 200 километров в час (на прямой). Солидным мастерством, незаурядными знаниями техники, смелостью и хладнокровием должен обладать гонщик, чтоб управлять таким строптивым конем! Сейчас все гонщики мира выступают на мотоциклах чехословацкого производства «Ява-ДТ-6». Двигатель этого гоночного мотоцикла четырехтактный, одноцилиндровый с верхним расположением клапанов, охлаждение воздушное, смазка - принудительная, убыточная, т. е. масло, прошедшее через двигатель, в масляный бак не возвращается, причем масляным баком служит пустотелая круглая рама, смазка - касторовое масло. Рабочий объем цилиндра 498,5 кубических сантиметров. В качестве топлива используется метанол, система зажигания - магнето. Передача от двигателя на сцепление и от сцепления на ведущее колесо осуществляется цепями.

Чехословацкие мотоциклы верой и правдой служили всем гонщикам мира. Но вспомним финал XXXI чемпионата мира 1976 года, который транслировался по телевидению. Среди финалистов - Владимир и Валерий Гордеевы. Наверное, весь город смотрел передачи. Но что такое? Один заезд сменяется другим и в каждом Гордеевы приходят к финишу последними. Конечно, не легко бороться с асами мирового спидвея, но ведь не каждый же раз приходить к финишу последними, тем более Гордеевым, которых все знают как парней не из робкого десятка. В чем дело? Истинную причину неудач Гордеевых (они заняли последние два места из 16) мы узнали несколько позже. А дело в том, что еще в конце 1975 года на гаревых дорожках стали появляться мотоциклы с четырехклапанными двигателями, мощность которых превышала мощность привычной для всех «Явы». У финалистов же XXXI чемпионата на вооружении были 9 четырехклапанных двигателей «Веслейк», 2 четырехтактных двигателя «Стефферсон» австрийского производства, 3 двигателя усовершенствованной «Явы», специально изготовленных для чемпионата, и только 2 стандартных мотоцикла, на которых и выступали братья Гордеевы. Они проигрывали не столько на прямых, сколько на поворотах, где мотоциклы с увеличенной мощностью легче справлялись с заносом. Куда могут завести спидвей такие усовершенствования и вольная трактовка правил соревнования? С другой стороны, машина всегда должна совершенствоваться. В 1977 году федерация мотоспорта СССР приняла меры и, советские гонщики имели модернизированные машины. Но, если в 1976 году два советских гонщика все же пробились в финал, хотя и заняли там последние места, то в 1977 году у нас не было и этого утешения, На финал континента, который проводился в Тольятти, прошли лишь четверо - А. Ухов, Г. Хлыновский, В. Рожанчук и Г. Иванов. Не смогли оказать серьезной конкуренции в четверть финалах Пазников, Калмыков, Миронов и Щербинин. Основная надежда тренеров была балаковца Александра Ухова - чемпиона СССР в личном зачете и трехкратного чемпиона СССР в составе команды «Турбина». Но вмешался досадный случай, на тренировке Александр Ухов получил травму и выбыл из борьбы. Впервые за 17 лет участия советских спортсменов в личных чемпионатах мира ни один советский гонщик не пробился в финал, а ведь были годы, когда 3, 4 и даже 6 наших спортсменов выступали в финале. Конечно, сейчас сборная команда СССР переживает стадию омоложения - приходит на смену третье поколение гонщиков советского спидвея, а смена поколения в спорте никогда безболезненно не проходит...




Copyright © 2006-{$smarty.now|date_format:"%Y"} ТУРБИНА

Дизайн Илья Крылов